Группы
Формирование представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации родителям
17
мая
2020
Ребенка с самого рождения окружают предметы различной величины.
Ознакомление детей раннего возраста с величиной, в первую очередь, касается работы на основе сопоставления двух предметов, отличающихся по размеру:
- однотипных (например, сравниваются только матрешки);
- различных (сравниваются предметы из множества, например: мишка и зайчик, треугольник и круг). Сравнение различных предметов чаще используется при сопоставлении их относительно какого – либо одного параметра (например, спрашивается, что выше: дом или гараж; что уже: дорога или тропинка; что длиннее: пояс или лента; что толще: палка или карандаш).
Согласно возрастным нормам трехлетний ребенок должен уметь различать и называть три размера: большой, маленький и средний (методом исключения).
Этапы работы по формированию представлений о величине включают в себя следующие направления:
- Ознакомление
Малыш знакомится с понятиями (большой – маленький, узкий – широкий, длинный – короткий, высокий – низкий), учится выделять определенный размер на основе сопоставления двух объектов.
- Закрепление
Ребенок учится сравнивать, соотносить объекты по размерам и выполнять определенные действия (наложение, прикладывание, вкладывание и выбор с ориентировкой на размер).
Что можно делать дома на каждом этапе работы?
Для того, чтобы познакомить ребенка с понятиями о величине совсем не обязательно покупать множество дидактических пособий и игрушек. ведь нас окружают различные вещи и предметы, и они имеют свои определенные параметры.
Начальный этап по ознакомлению с величинами предметов лучше проводить, используя знакомые ребенку вещи. Например, показываем ему две футболки: одна из них принадлежит ребенку, а другая – папе: «Смотри, папа у нас большой (подчеркиваем низким голосом) и футболка у него большая, а (имя ребенка) маленький, значит футболка тоже маленькая».
Аналогичные занятия можно проводить и с другими предметами одежды, посуды и пр.
На улице обращайте внимание малыша на дома: «Смотри, вот высокий дом, а вон там низкий», или: «Это дерево – высокое, а вот кустик – низкий», или: «Дорога широкая, а тротуар – узкий». То есть, используйте любую ситуацию, для формирования понятий о величине предметов.
На этапе по закреплению понятий работа проводится с помощью приемов сравнения и соотнесения разновеликих предметов друг с другом, а также с помощью приема выбора предметов по размеру (сортировки, группировки).
Что можно делать?
Сортировать однородные предметы, отличающиеся только размером. Например, разложить кубики или мячики на две группы: большие кубики к большим, а маленькие к маленьким. На кухне можно сортировать ложки (столовые и чайные).
Также закреплению понятий помогают игры с составными игрушками такими, как пирамидки, стаканчики – вкладыши, матрешки.
Помните, все малыши развиваются в своем темпе, если соседский ребенок оперирует понятиями о величине, а Ваш малыш нет, то не отчаивайтесь. Значит, Вашему ребенку требуется больше времени и практики на пути к освоению данных понятий.