Новости

Консультации для родителей «Роль семьи в развитии речи детей»

30

апреля

2019

Подготовила: воспитатель  МБДОУ детский сад № 65 «Буратино»

С.А.Полякова

 

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.

 

 Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, имеет колоссальное значение для всей последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка.

 

 Усвоение родного языка имеет огромное значение для развития мысли, для познания окружающей жизни, для усвоения знаний и овладения культурными ценностями, созданными народом.

 

Маленькие дети еще не владеют всеми звуками, поэтому шепелявят, картавят, однако к 5 годам они начинают уже чисто произносить все звуки. Для предупреждения возможных расстройств речи (возрастных или некоторых патологических) не нужно ждать, когда ребенку исполнится 5 лет, когда уже устоится речь (вместе с дефектами), необходимо обращаться к специалистам - логопедам. Также следует реально оценивать состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает речь.

 

 Слышит ребенок речь правильную, отчетливо ясную и невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки.

 

 Воспринимает ухо ребенка какой-нибудь извращенный диалект, то или другое местное наречие, и также незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи трудно впоследствии бороться как в школе учителям,  так и ему самому. Потому-то и так важно, что и в каком виде воспринимает слух ребенка в первые,  наиболее восприимчивые,  годы его жизни. В дошкольные годы дети усваивают родной язык с характерным для них построением фраз, особенностями выражений, звукопроизношения, интонаций. Если сравнить речь 3-х летнего ребенка с речью 7-летнего, станет ясно, какой большой путь проходит ребенок в развитии речи на протяжении нескольких лет. Дети должны научиться чисто произносить все звуки, внятно, с правильным ударением произносить каждое слово, узнать названия окружающих предметов, явлений, качеств, действий, чтобы возможно понятливее для других выражать свои мысли. Речь детей должна быть грамматически правильна, свободна от грубых слов и выражений. Поэтому говорить с детьми надо обыкновенным, нормальным языком, но языком простым и главное - говорить медленно, ясно и громко. Взрослым нужно следить за своей речью не только в беседе с детьми, но и в разговорах между собой и в присутствии детей. Много значит, когда в семье дружные отношения, разговаривают все спокойно, вежливо, ласково, и ребенок не слышит грубого слова.