Новости

Обогащение лексики детей посредством игровой деятельности

30

апреля

2020

Подготовила: воспитатель МДОУ детский сад № 65 «Буратино» С.А. Полякова.

 

Лексика – это раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка (слово, как часть речи). Основная единица языка – это слово. Ведь именно в словах отражается история человечества, культуры, науки, техники, любые изменения в жизни общества. Из слов состоят словосочетания и предложения. Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

 

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

 

Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

 

Особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

 

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

 

Речевое развитие происходит с определенной постепенностью и последовательностью. Так усвоение частей речи (в чем выражается дифференциация смыслового содержания слов) происходит со следующей последовательностью: существительные это обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными, наречия - несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются. Прилагательные начинают употребляться сравнительно поздно, затеи наречия, числительные и усваиваются во всем своем объеме очень длительно (с развитием счета). Служебные слова появляются в языке ребенка одними из последних. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.

 

По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц.

 

Фомичева М.Ф.[3] подразделяет детей на  возрастные группы,   также выделяя этапы формирования лексики у детей с нормальным речевым развитием:

 

Вторая младшая группа. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря как активного, так и пассивного. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250 – 300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800 – 1000 слов. У детей трех лет наблюдается неправильность в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед); перестановка в слове слогов («замукальные» – музыкальные); перестановка в слове звуков («певрый» – первый); пропуски в слове звуков. Иногда дети, чтобы избежать стечения согласных звуков, вводят дополнительные согласные, которые постепенно исчезают.

 

Средняя группа. К четырем годам активный словарь достигает 1900 – 2000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии.

 

Старший возраст. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 – 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти  явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (Экскаватор).

 

Подготовительная группа. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой словарный запас –3000 – 3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими. Несмотря на довольно большой запас слов, речь ребенка иногда бывает, бедна, потому, что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.

 

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

  

 

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. 

Виды дидактических игр.

  

Наиболее доступным для детей видом деятельности, способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний является игра. Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выгодский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

 

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

 

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

 

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая,  игрушки определенного цвета и называют их.

 

Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

 

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

 

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

 

Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

 

Таким образом, в современных дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр для развития словаря дошкольников. Следует только отметить, что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и задачами словарной работы.

  

Дидактические игры и задания.

  

  1. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на 2 группы (критерий классификации не называется). Например: овощи-фрукты, домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы и т.д.

  1. Игра «Найди лишний предмет».

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы.

  1. Игра «Назови лишнее слово».

 

  • «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч.
  • «Лишнее» слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий.
  • «Лишнее» слово среди глаголов: думать, ехать, размышлять, соображать.
  1. Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных: лиса, волк, собака, заяц; сарай, корова, коза, овца.
  2. Игра «Назови части» (а) по картинке, б) по представлению). Например: кот-тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
  3. Отгадай предмет по названию его частей. Например: голова, туловище, ноги, хвост, вымя. (корова).
  4. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную:
  • стройный, с тонкими ногами и ветвистыми ногами. Он на севере живет, вместо сена мох жует.
  • Маленькие зверки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.
  • Он большой, серый и злой.
  1. Подберите соответствующие картинки к следующим словам:
  • Высокий, пятнистый…
  • Лохматый, косолапый…
  • Хищный, сильный, полосатый…
  1. Выбрать из трех слов два слова-«неприятели».
  • друг, печаль, враг.
  • высокий, большой, низкий.
  1. Закончить предложение и назвать слова-«неприятели»
  • Слон большой, а комар…
  • Лев смелый, а заяц…
  • Заяц скачет быстро, а черепаха ползает…
  1. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен придумать слово, противоположное по значению: большой-…, белый-…, добрый-…, медленно-…, темно-…, зима-…, жара-…, одеть-…, спрятать-…,купить-…

  1. Игра «Кто как передвигается»

Логопед показывает картинки, изображающие животных, дети определяют их и называют, как они передвигаются: лошадь-скачет, змея-ползает, птица-летает, рыба-плавает.

  1. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?», по теме «Дикие животные»: большой (кто?) слон, маленькая…, пушистая…, полосатая…, трусливый…
  2. Игра «Чье это жилище»

На доске картинки. Слева – картинки, изображающие жилища животных, справа – изображения животных.

  1. Игра с мячом «Расскажи про зайчика»

На доске картинка зайца. Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». (какой заяц?, какая шубка у зайца?, какое у зайца может быть настроение?, какие зайчата у зайца?)

  1. Отгадывание загадок об овощах, домашних и диких животных и т.д. с объяснением того, как дети догадались.
  2. Составление детьми загадок-описаний по определенному плану.
  3. Игра «Кто у кого?».
  4. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».
  5. Игра «Как зовут папу, маму и детеныша».
  6. Игра «Чьи хвосты?».
  7. Игра «Ералаш».
  8. Игра «Что из чего сделано».
  9. Объясните, почему так называется (Рыбалов, листопад, пчеловод и т.д. ).