Специалисты

В последнее время родительская тема - «ребенок отказывается какать», в вариациях – отказывается какать в горшок, какает только в трусы (памперсы), какает стоя, какает за шторой, какает только дома, в с саду не какает и т.п., стала популярной при запросах на работу с детским психологом.

Разберемся, причём же здесь памперсы? Сами по себе памперсы – это гениальное изобретение для облегчения жизни родителей. Благодаря ему период младенчества протекает более гармонично и спокойно.

Но дальше наступают другие возрастные этапы с другими задачами и формированием совсем других личностных качеств. 

Давайте рассмотрим на примере возраста от 2 (2,5) до 4,5 лет. Это период, когда ребёнок начинает ощущать себя отдельной от родителей личностью. И этой личности становиться интересно: а до какой степени она может влиять на окружающих, и кто здесь вообще главный. Основные баталии происходят именно в тех местах, где родителям нужно, чтобы ребенок что-то сделал и желательно быстро: пойти спать, поесть, выйти на прогулку, выключить телевизор и т.д. В эти моменты, дети этого возрастного этапа, обычно закатывают истерики,  сопротивляются, а родители настаивают, применяя те или иные воспитательные концепции.

В идеале всё это, постепенно,  должно привести к  следующим новообразованиям:

  • ребёнок понимает, что главные всё таки родители.
  • при этом он ощущает, что к нему относятся с пониманием и уважением и по каким-то моментам можно договориться.

Происходит это далеко не сразу (видите, какой большой этот период целых два года).

Если  подгузники  дожили до этого возраста, то мы имеем несколько последствий. 

  1. У ребёнка появляется супер козырь в борьбе за власть. Повлиять на то будет ребёнок какать или нет родитель может с трудом. И тогда включается механизм - будет по-моему, здесь только я буду решать, когда я пойду какать.
  2. Для того, чтобы ребёнок донёс содержимое себя до туалета он должен ощутить этот позыв, удержать, то что рвётся наружу, донести себя до горшка или туалета, и сделать это сидя. И это не встроенная автоматически в мозг функция. Она формируется, как и все наши привычки в многократных повторах.

А что сформировано у ребенка, носящего памперс? Из меня что-то выходит в любом месте и времени  (часто на ходу и стоя) и это прекрасно.

Вы только попробуйте ощутить этот кошмар. Ребёнок осознаёт уже себя личностью и эта личность привыкла делать свои большие и маленькие дела определённым образом. И вдруг все вокруг в одночасье начинают хотеть от неё чего-то совсем другого и быстро, при этом очень нервничают и расстраиваются, сердятся, иногда даже подарки за это дарят.

Всё это очень фиксирует ребёнка на этой сфере. И в самых запущенных случаях приводит к развитию серьëзного невроза.

Так в каком же возрасте оптимально снимать памперс и приучать детей к горшку (туалету)?

С момента, когда ребёнок может держать спину, с 8-ми месяцев!

Давайте разберём почему. Младенчество -это период, когда ребёнок осваивает огромное количество навыков, связанных с телом. А стоит снять памперсы, как начинает вырабатываться связь между позывом выпустить всё наружу и ощущениями тепла и холода, когда выпускаемое попадает на тело. А внимательный родитель к этому добавляет еще и горшок или сразу туалет.

И вот у ребёнка благодаря, раз за разом повторяющейся цепочки действий вырабатывается прочнейшая связка: позыв — туалет (горшок). А если ещё и все радуются этому! Наравне с другими радостями этого возраста: бросить - поднять, найти и постучать, пососать, побить и т.д., дотянуться, залезть – схватить. То есть навык встраивается незаметно так, без особых осознаваний наряду с другими навыками.

Так же с 8 мес. - 2(2,5) лет у ребёнка очень развито подражание. Он имитирует действия взрослых. И иногда достаточно просто взять с собой ребёнка в туалет, чтобы он тоже стал так делать.

А портиться ситуация, на этом возрастном этапе, если родители явно выражают своё негативное отношение к запачканным штанам, ругают или несут содержимое с брезгливым выражением лица, всячески показывая, что это вызвало отвращение.  Ведь для детей восприятие этой ситуации происходит совсем по другому : «Я сделал что-то, что всех расстроило. Значит это плохо.» Они не понимают, что кал — это результат жизнедеятельности организма. Для них это  то, что они сделали. Взрослые, ругая и морщась, надеются, что дети примут логичное решение. Чтобы не ругали — нужно делать это в туалет ( горшок). А дети принимают не менее логичное ( с точки зрения детской логики) решение. Чтобы не ругали , нужно чтобы никто этого не видел. И большие дела делаются за шторой или под столом и неизменно в штаны. Ведь не видно же.

Поэтому так важно радоваться и эмоционально поощрять, когда ребёнок сделал все дела в горшок. И никак не реагировать, если это произошло мимо. И конечно помнить, что любой навык вырабатывается благодаря многократному повтору действия.

Немного терпения, подходящий возрастной этап и всё!

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo